Экспедиция Института археологии РАН в ходе исследований на месте Саровского городища и разрушенного храма Живоносного источника на территории Саровского монастыря получила обширный археологический материал, который позволит уточнить данные об истории Сарова, а также обнаружила и идентифицировала захоронение героя Отечественной войны 1812 года, генерала от инфантерии Бориса Владимировича Полуектова.
Общий вид раскопа на уровне завершения работ.
Современный Саров относится к закрытым административным образованиям из-за статуса градообразующего предприятия — Российского федерального ядерного центра (РФЯЦ-ВНИИЭФ). Это обстоятельство накладывает определенные ограничения на проведение исследовательских археологических работ, связанные с получением разрешения на пребывание на территории закрытого города. Поэтому раскопки на этой территории особенно важны, так как проводятся крайне редко.
Летом 2018 года Волжская экспедиция Института археологии РАН проводила в Сарове спасательные раскопки, предшествующие восстановлению храма Живоносного источника на территории Саровского монастыря, а также исследовала средневековое мордовское городище, в границах которого находится современный монастырь. Детальное изучение находок, собранных в ходе раскопок, позволит ученым лучше узнать историю Сарова от момента возникновения мордовского поселения на месте современного города до событий ХХ века.
Саровское городище, открытое учеными ИА РАН в 1990 году, известно как крупнейшее средневековое укрепленное поселение мордвы XII — XIII веков. Оно располагается на мысу, образованном при впадении реки Саровки в реку Сатис и на прилегающей к нему террасе. Городище находится на довольно большой площади — около 44 гектаров.
Судя по данным, полученным в ходе предыдущих раскопок, это было процветающее поселение, окруженное пятью линиями оборонительных сооружений. Здесь производили керамику, занимались ткачеством, изготавливали предметы из железа и цветных металлов. Также здесь были найдены предметы, происходящие из Волжской Булгарии и древнерусских княжеств, что свидетельствуют о существовании устойчивых торговых связях между поселением и соседними регионами.
Экспедиция 2018 года собрала богатый материал, который позволит дать более полное представление о том, какой была материальная культура мордовского городища. Были найдены навесные замки и железные ключи, глиняные и каменные пряслица, ножи, пинцет, сюльгамы (пряжки), кольцевые застёжки, бубенчики, крупные литые браслеты, амулеты, фрагменты керамики и металлических котлов. Почти пятую часть находок составляют бусы из полудрагоценных камней — хрусталя и сердолика. По одной из существующих версий, Саровское поселение было «столицей» одного из территориальных образований объединенных мордовских племен, известного по летописям как Пургасова волость. Находки 2018 года подтверждают предположение, что Саровское поселение могло обладать особым социальным и административным статусом в регионе — здесь были найдены наконечники копий, гарда от сабли, многочисленные накладки и детали поясной гарнитуры.
Данные предыдущих раскопок свидетельствуют о том, что поселение было разгромлено в результате нападения и прекратило существование в первой половине XIII века. Во время раскопок 2018 года археологи получили данные, свидетельствующие о штурме городища: следы пожара, остатки трех сгоревших домов, в одном из которых были обнаружены частично обожженные останки человека, расположенные не в анатомическом порядке.
Находки на Саровском городище: 1, 2 – бусы и подвески из полудрагоценных камней; 3, 4 – сюльгамы; 5, 8 – кольцевидные застежки; 6, 7 – костяные амулеты; 9 – фрагмент орнаментированной костяной проколки.
Находки на Саровском городище: 1 – костяное навершие плети; 2, 3 – орнаментированные глиняные пряслица.
Фрагменты расписных мордовских сосудов.
После гибели поселения его территория на несколько веков была заброшена, и только в конце XVI – начале XVII века здесь была основана Саровская пустынь, получившая впоследствии широкую известность как важный духовный центр России, связанный с именем преподобного Серафима Саровского. После революции 1917 года монастырь был закрыт, а на его базе были последовательно созданы детская трудовая коммуна и исправительная трудовая колония. Возрождение Саровской пустыни началось в 90-х годах.
Сейчас на месте Саровского Свято-Успенского монастыря ведутся восстановительные работы, результатом которых станет полное воссоздание исторического облика Саровской пустыни. Целью экспедиции 2018 года было проведение спасательных раскопок на месте воссоздания церкви Живоносного источника — одного из двух основных монастырских храмов.
Храм был построен в середине XVIII века на месте деревянной церкви иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник». Каменный храм был зимней церковью обители, на время зимних богослужений сюда помещали мощи Серафима Саровского. В 20-х годах богослужения прекратились, в храме располагались различные организации, а в 1954 году храм был взорван. Одной из основных задач работ экспедиции 2018 года стала расчистка и изучение фундаментов кирпичного храма.
«Здесь планируется восстановить весь ансамбль Саровской пустыни, которая сильно пострадала в советское время. Один из объектов восстановления — церковь Живоносного источника. Она будет построена полностью в ее исторических размерах, в полном соответствии с исторической действительностью. Так как площадка работ имеет сложную археологическую историю и на ней представлены культурные напластования и объекты различных периодов, перед нами стояло несколько задач, одной из которых было получение новых материалов по истории и архитектуре церкви Живоносного источника», — пояснил сотрудник Волжской экспедиции Института археологии РАН Сергей Милованов.
Археологи полностью расчистили фундаменты, благодаря чему удалось выделить основные этапы строительства храма. Оказалось, что церковь на протяжении XIX века дважды достраивалась: в начале XIX века к западному крыльцу храма был пристроен притвор, а в середине XIX века объем церкви был еще раз увеличен, и окончательные размеры храма составили 20,6 метров на 47,6 метров. В северо-западной части притвора был устроен фонтан, символизировавший собой Живоносный источник. В ходе работ была обнаружена и расчищена конструкция из красного кирпича, предназначенная для отвода воды из фонтана.
Схема этапов строительства храма Живоносного источника.
Устройство для отвода воды из фонтана за пределы храма.
Среди находок этого времени выделяются два артефакта, представляющих особый интерес. Первая находка связана с одним из наиболее знаковых событий в истории Саровской обители — канонизацией преподобного Серафима Саровского в 1903 году. В память об этом событии, в котором принимала участие императорская семья, была изготовлена памятная доска из мрамора с надписью, высеченной золотыми буквами. Вторая находка представляет собой обломки камня для изготовления литографий, по которым удалось определить изображение и дату изготовления: это один из наиболее распространённых сюжетов в иконографии Серафима Саровского «Моление на камне». Как полагают ученые, камень был изготовлен в 1874 году в Санкт-Петербургской или Московской мастерской: об этом свидетельствуют тонкость изображения и проработанность деталей.
Также были найдены следы, относящиеся к последнему периоду существования здания храма в середине ХХ века: перед взрывом в цокольном этаже располагалась столовая, названная местными жителями «Верёвочка» из-за формы гипсовой лепнины, которой украсили внутреннее помещение.
1 – памятная мраморная доска; 2 – камень для изготовления литографий.
Детали гипсовой лепнины, украшавшей помещение в столовой в 40-годах ХХ века.
Но самая интересная и значимая находка была обнаружена на некрополе, примыкающем к храму. Среди 21 захоронения некрополя, в котором хоронили монашествующих и благодетелей обители, было обнаружено парное захоронение мужчины и женщины. В мужском захоронении сохранились фрагменты военного мундира с эполетами, у каждого погребенного на правой руке были найдены по золотому обручальному кольцу с выгравированными надписями на внутренней стороне — «Л. Ф. К. Г. Б. В. П. ноября 4 дня 1817.» в мужском захоронении и «Б. В. П. Л. Ф. К. Г. ноября 4 дня 1817» — в женском.
Захоронения Бориса Владимировича Полуектова (1.07.1779 – 6.10.1843) и княжны Любови Федоровны Гагариной (1793 – 21 апреля 1862); 2 – фрагмент военного мундира Б.В. Полуектова.
Золотые обручальные кольца.
Эти находки, а также анализ архивных документов позволили точно идентифицировать погребенных: в склепе были похоронены генерал от инфантерии Борис Владимирович Полуектов (1.07.1779 – 6.10.1843) и его супруга, княжна Любовь Федоровна Гагарина (1793 – 21.04.1862).
«Из архивных материалов, предоставленной саровским историком Валентином Степашкиным, мы узнали, что около алтаря храма был похоронен генерал с супругой. И когда в одном из кирпичных склепов мы нашли парное захоронение, кольца с аббревиатурой и остатки генеральского мундира, мы смогли с уверенностью сказать, оно принадлежит генералу от инфантерии Борису Владимировичу Полуектову и его супруге, княжне Любови Федоровне Гагариной», – сказал Сергей Милованов.
Борис Владимирович — известный военный деятель 1-й половины XIX века. Он прошел почти через все знаковые сражения этого времени: принимал участие в битве под Аустерлицем и Бородинской битве, участвовал в заграничном походе и дошел с своим полком до Парижа. Портрет Полуэктова находится в Военной галерее Зимнего дворца в Санкт-Петербурге среди трехсот тридцати двух портретов военачальников русской армии — участников кампаний 1812-1814 годов. Борис Владимирович скончался 6 октября 1843 года в Варшаве и был привезен для захоронения в Саровскую пустынь как благотворитель.
Сейчас ученые продолжают исследование и других останков некрополя. «Исследование будет вестись в тесном сотрудничестве с антропологами и историками, чтобы идентифицировать остальных по возможности другие захоронения. После антропологического изучения все останки будут перезахоронены на территории Саровского монастыря», — отметил Сергей Милованов.
Портрет Б.В. Полуектова из Военной галереи Зимнего дворца. Художник Дж.Доу. 1822-1825 гг.
Материал подготовлен: О.В. Зеленцова, С.И. Милованов, Н.А. Баранов, С.В. Сазонов (ИА РАН), В.А. Степашкин (МБУК «Городской музей» г. Саров).